Нирвана одна из моих мамых любимых групп.вот интерестная статья про альбом Невермайнд.
NIRVANA "Nevermind" (1991)
Даже в отечественном, во всех отношениях весьма скромном, шоу-бизнесе запись целого альбома всего за 600 долларов способна потрясти воображение. А тем более, когда речь идет об Америке и не в каком-нибудь Богом забытом депрессивном 35-м году, а в сытые и преуспевающие новейшие времена - в достопамятном 1989-м. Скидка на дебют и никому-не-известность молодой команды тоже не должны вводить в заблуждение. Такому минимализму, с учетом будущего экономического эффекта, можно только позавидовать.
Троица не всегда прилично одетых, но распираемых энергией панков, для которых слава никогда не была самоцелью, занимается музыкой ради собственного удовольствия. Музыка дает ощущение счастья и помогает забыться. Два года назад, перепробовав с десяток названий и поменяв столько же гитаристов, они назвали себя сладким словом Nirvana. Их дебютный альбом "Bleach" (октябрь 1989), который стоил, прямо скажем, копейки и был поддержан минимумом промо-акций, разошелся тиражом 35.000. Очевидно, что какая никакая, но перспектива у группы есть, ее не может не быть. "Bleach" стал фаворитом студентов, некоторых британских еженедельников, а также коллег-музыкантов в лице Sonic Youth, Mudhoney, Dinosaur Jr. Этого было достаточно, чтобы привлечь внимание мэйджоров.
Но все это только присказка, сказка будет впереди. Летом 90-го года выходит сингл Nirvana "Sliver"/"Dive", который продюсировал Butch Vig. Следующий этап - демо-кассета с шестью новыми песнями, записанными п/у того же Butch Vig. Запись рассылается рекорд-лейблам, которые чувствуют, что прямо в руки просится неплохой шанс, и наперебой торгуются за право подписать команду Курта Кобейна. Побеждает лейбл David Geffen Company (DGC), предложивший контракт на сумму $287.000. Но и эта цифра не покажется слишком большой по сравнению с прибылью, грозящей лейблу в скором будущем. К этому времени за ударной установкой уже играет Дэйв Грол, который покинул ради Nirvana хардкор-группу Scream. Весной 1991-го начинается история феномена под названием "Nevermind", который обязан своим появлением на свет этой сумасшедшей троице:
Курт Кобейн, вокал, гитара,
Крис Новоселич, вокал, бас-гитара,
Дэйв Грол, вокал, барабаны.
Студийные сессии проходят в присутствии и при поддержке Бутча Вига (Butch Vig), работа идет довольно уверенно, и летом альбом уже готов. На этот раз приходится действовать более классическим способом: контракт обязывает. Релизу предшествуют гастроли, Nirvana поддерживает Sonic Youth в их европейском турне и обкатывает новые и старые песни. По Америке с небольшой гастрольной вылазкой Nirvana выступает самостоятельно. В сентябре 91-го происходит взрыв, которого не ожидал никто, даже лейбл DGC, заполучивший, как думали его боссы, очередную неплохую молодую команду. Предполагалось, что новый альбом группы разойдется тиражом порядка 100 тысяч копий, и этого хватит, чтобы все остались довольны.
Прогнозы скромного успеха не оправдались. Второй альбом Nirvana "Nevermind" моментально стал хитом, первый 50-тысячный тираж разошелся за считанные дни, в США за диском начинается охота. Наибольшей ударной силой альбома стал, конечно, сингл "Smells Like Teen Spirit", цепляющий и кричащий, гипнотизирующий своим 4-аккордным круговоротом, не похожий ни на что, известное на то время. К тому же видео на эту песню, до сих остающуюся лучшим рок-треком 90-х, получило устойчивую ротацию на MTV. Неудивительно, что к началу 1992 "Smells Like Teen Spirit" обосновался в первой десятке американского чарта синглов, а "Nevermind" возглавил чарт альбомов, подвинув с лидирующей позиции самого Майкла Джексона с его широко разрекламированным камбэком "Dangerous". Через месяц альбом надолго задерживается в британском Top 10, а к февралю 93-го, через год и 4 месяца после релиза, "Nevermind" становится трижды платиновым. В январе 1992 года обозреватель "New York Times" резюмирует: «'Nevermind' - это кульминация 10-летней истории пост-панка, это заново изобретенный стиль нового поколения. Самоуверенный, саркастический рок, громкий и захватывающий, наглый и смущенный одновременно, который поднялся из университетских кампусов в первую десятку хитов без тени самодовольства и самолюбования».
"Nevermind" преподнес меломанам такой гремучий коктейль, которого до тех пор не приходилось пробовать никому: в равных пропорциях - панковский подход, дух классического рока и поп-мелодии. Как это обычно бывает со всеми взрывоопасными альбомами, "Nevermind" как будто специально создавался для эпохи постмодернизма. Энергия и эстетика панка ("Territorial Pissings", "Drain You") были его плотью и кровью. Мелодия, гармония и весь музыкальный строй ("Something In The Way", "Come As You Are") служили рыночной приманкой. Нервные гитары и образы из подсознания ("Smells Like Teen Spirit", "In Bloom") были его сердцем и душой. Никто не создавал ничего подобного, потому что никто больше не умел так чувствовать.
Сюрприз удался. Удивлены все, включая Кобейна сотоварищи. В этой точке истории и завязались многие неразрешимые проблемы и головоломные конфликты, которые еще предстоит пережить участникам Nirvana. Фактически, это начало конца. Что делать с успехом, не знал никто. Группе нужна прежде всего стабильность, нужен приличный социальный статус, а что такое Nirvana 1991-92 годов, накануне и после издания "Nevermind"? Это Курт Кобейн, который приходит обкуренным на MTV, где ему предстоит участвовать в программе Headbanger's Ball. Это издевательство над выступлениями под фонограмму в "Top of the Pops" в эфире BBC: Новоселич то и дело подбрасывает в воздух свою бас-гитару, а Кобейн поет в живую «не своим голосом» - а голосом Яна Кертиса. Это традиционное крушение инструментов на концертах, кульминацией которого стал перформанс на Saturday Night Live, когда Новоселич и Кобейн под конец бросились целоваться друг с другом. Потом будет женитьба Курта на Кортни Лав, фронтвумен инди-рок команды Hole, не прекращающиеся обвинения в приеме героина, ожидание ребенка, попытка лишить Курта и Кортни родительских прав, несколько попыток самоубийства, отмененные концерты, наконец, удавшийся суицид в апреле 1994 года. За два с половиной года после появления "Nevermind" Курт Кобейн превратился в живой фетиш, а скоропостижная смерть сделала его «глашатаем поколения X».
«Когда человек умирает, изменяются его портреты», изменяется весь оставленный им мир, все, что он успел или не успел сделать. Сегодня даже обложка альбома "Nevermind" воспринимается иначе. Все кажется глубоко символичным: невинный младенец, как будто парящий в водных глубинах небесной синевы, храбро устремляется навстречу соблазнительной приманке на конце крючка. Мало кто поверит, что у малыша есть шанс дотянуться и сорвать эту зеленую бумажку, а потом доплыть до берега и триумфально рассмеяться рыбаку в лицо. История оставила в дураках тех, кто считал, что это невозможно. "Nevermind" не только принес Nirvana ту самую, вожделенную многими улыбку фортуны в виде тиражей, славы и денег, но и привел к последствиям более глобального характера. Эта троица из Сиэтла была возведена в статус Божества и навсегда изменила ландшафт современной поп- и рок-музыки.
Только третий альбом Nirvana "In Utero" будет номинирован на Grammy вместе с остальными «лучшими альтернативными альбомами». А "Nevermind" так никогда и не удостоился внимания со стороны организаторов всяческих музыкальных премий и награждений. Что не мешает ему все 11 лет с момента рождения оставаться любимцем как критиков, так и рядовых меломанов. Для убедительности - краткий список его регалий