Русский Фьюнерал Дум. «Ха-ха-ха», скажете вы, и будете в общем правы. Точнее, вы были правы до того, как увидел свет (а может быть, и даже скорее всего – тьму) проект музыкантов Опричи, Крыницы и Bog Morok – Во Скорбях. А чего там говорить, и я с вами соглашусь, куда ни кинь – всюду клин: скучные, и порой слишком косящие под Shape of Despair периода Shades of… замогильцы Comatose Vigil, антропоморфные дендромутанты из Inter Arbores и по недомыслию зовущаяся фьюнерал думом Инталия (как там – этот хрип у нас думом зовется…). Особняком стоит Квазар, но об этих я напишу вам отдельно, ибо с ними у меня было все сложно. Но в этом болоте, хотя и сбоку (почему сбоку – слегка позже) появился новый омут, и совершенно непроглядный, и имя ему – Во Скорбях.
           Как вы догадываетесь, лирика русских фьюнерал думовых команд (за исключением Инталии – см.соответствующую тему), а точнее, принципы ее построения, заимствованы у более матерых зарубежных групп, которые, понятное дело, на этом собаку съели. И тут, совершенно здраво, музыканты Опричи и остальных задумались – а разве нет у нас своего, страшного и замогильного? И совершенно верно рассудили – да, есть. Этим страшным и замогильным оказались славянские погребальные плачи – пения, которые пелись в доме, когда его посещала смерть. Поверьте, это может нагнать куда больше грусти и ужаса чем сакраментальное «Во славу любви, по пояс в крови» (спасибо Максиму Мазину за незабвенный фразеологизм), и является оригинальным – без сомнения. Уж на что я лично не люблю фолк, паган и всякий прочий славян, но тут меня, что называется, ПРОБРАЛО. Тем более что в качестве текстов были избраны именно народные тексты плачей, по заверениям музыкантов, с минимальными изменениями.
           Вы наверняка уже понимаете, что я немедленно посоветую вам бежать их и покупать (диск вышел на Sound Age Productions, стоимость 180 рублей), но о музыке я рассказать вам обязан, и сделаю это с удовольствием.
           Первый трек «Несчастие» мне больше всего напомнил, как ни странно, My Shameful – та же безнадежность и пустота, растворенные в тяжелой неспешности, и скользящие, висящие на ушах гитарные диссонансы,  и тот же агонизирующий, безразличный жизни мужской вокал, сменяющийся гроулингом, но плюс душераздирающие флейты и рожки, добавляющие в и без того мрачную музыку национальный потусторонний колорит, и подобная прелюдия к альбому не только выполняет задачу жанра, но и весьма подогревает интерес.
           Следующий за ним плач «Сироты» уже довольно далек от фьюнерал дума, и больше всего напоминает замедленный и умрачненный вариант фолк-дума, например тех же Alkonost – тут вам и тяжелый риффинг, медленный и размеренный, и обилие фолковых мелодий, причем с настоящими инструментами, некоторые из которых просто выворачивают душу наизнанку, и потрясающее разнообразие вокалов… Не будь далее еще трех композиций, я бы назвал эту лучшей, но – не судьба.
           Третьим и четвертым номером на альбоме следует разбитый на две части плач «Батюшка», который поется, когда в семье погибает единственный кормилец, и уже от представления подобного у меня поднялись волосы на затылке, что уж говорить о самой песне. Она (точнее они) выполнены похоже на так называемый brutal funeral doom, к которым можно приписать Hyponic, кое-что из Evoken и кроме того, некоторые банды, с непосредственным эпигонством циклических риффов из альбома Shape of Despair “Angels of Distress”, но с такими потрясающими акустическими, фолковыми и эмбиентно-вокальными вставками, что эту композицию я назову лучшей на альбоме – атмосфера ЖУТКАЯ. ЖУТКАЯ, понимаете. На меня уже давно ничто не производило такое впечатление. Отдельно стоит сказать о второй части, она своими удивительными соло-пассажами напоминает одновременно Swallow the Sun и Fungoid Stream, и будь я проклят, если это не прекрасно, да еще и великолепный мужской чистый вокал… Не дай бог мне полюбить паган, друзья, после этого.
           Отдельного упоминания заслуживает последняя песня, «Ой, Матушка, Тошно Мне». Во-первых, потому, что она выполнена в основном в стиле, который практикует архангельская команда Moon Far Away – т.е. своеобразный pagan darkwave/neofolk, но с таким настроением, что на минуту «Батюшка» показался мне чем-то столь же ненапряжным, сколь им является Night Must Fall. А во-вторых, потому что в песне использовано аутентичное пение жительницы села Подсереднее Белгородской области, которая и поет этот плач…и тут я откажусь комментировать.
          Если резюмировать, то такого релиза русская метал-сцена еще не знала. Скажу даже более того, по атмосфере Во Скорбях переплевывает куда более именитые зарубежные группы, в частности тех же Shape of Despair, выезжая при этом отнюдь не только на фолковых примочках и той самой аутентичности, но и на цельности, красоте, и настроении, которого здесь хоть отбавляй, а кое-где, не будем показывать пальтсем, и с огнем днем не сыщешь. Если вы не купите его сейчас, вы совершите ошибку, и жестокую. Во Скорбях. Pagan Folk/Ambient Funeral Doom Metal.